В стране кратно выросла заболеваемость корью и коклюшем, продолжают распространяться грипп и ковид. На этом фоне все чаще звучат обвинения в адрес тех, кто принципиально отказывается от вакцинации и не позволяет делать прививки своим детям. В регионах медицинским диссидентам уже грозят административными мерами. Однако эксперты считают: прежде чем привлекать к ответственности нерадивых родителей, нужно решить более серьезную проблему.
Рост в 288 раз
В России ускорилось распространение коклюша — бактериальной инфекции, которая поражает дыхательные пути и вызывает сильный кашель. Если за весь 2022-й зарегистрировали чуть более трех тысяч случаев, то за девять месяцев 2023-го — почти 28 тысяч, сообщил в середине января “Коммерсант”.
Выросла и заболеваемость корью. В 2023-м заражение смертельно опасной вирусной инфекцией фиксировали в 288 раз чаще, чем за предыдущий период. Всего — более восьми тысяч случаев за первые девять месяцев года.
Врачи напрямую связывают распространение болезней с количеством вакцинированных. “Вспышки кори и коклюша это подтвердили — они начались именно среди непривитых детей и взрослых”, — говорит педиатр Татьяна Кашкина.
В абсолютных цифрах зараженных пока немного, хотя тенденция тревожная. В Роспотребнадзоре успокаивают: ситуация под контролем, а вакцин в регионах хватает. Проблема в том, что прививаться хотят далеко не все.
“Взбалмошные матери”
Отказ от вакцин — а также от “официальной” медицины вообще — пользуется сейчас большой популярностью. Сетевые проповедники таких идей могут иметь десятки тысяч подписчиков.
Много антиваксеров среди религиозных и квазирелигиозных групп — например, неоязычников. Часто антивакцинаторство идет “в пакете” с сыроедением и праноедением. Известны случаи, когда у родителей — адептов подобного образа жизни — непривитые дети умирали от того же коклюша. Однако никакой статистики о том, насколько сильно именно антипрививочники влияют на эпидемиологическую обстановку в стране, не существует.
Тем не менее родители, которые не позволяют вакцинировать детей, в последние месяцы стали объектом жесткой критики. Так, бывший главный санитарный врач России, академик РАН Геннадий Онищенко обвинил “взбалмошных матерей” в срыве плана по вакцинации школьников от гриппа. При этом сами взрослые, по его словам, все необходимые прививки в свое время получили.
В администрации президента и вовсе сравнили деятельность антипрививочников с политикой Гитлера: тот призывал лишать население оккупированных территорий вакцин и средств гигиены.
“Сегодня антиваксеры забрасывают нам тезисы о том, что “нет, вакцина, надо еще подумать, пусть она сначала еще себя оправдает”. А между тем каждый день будет умирать тысяча человек”, — заявлял начальник управления по общественным проектам администрации президента Сергей Новиков. Он отказался считать позицию таких людей проявлением “гражданского общества или демократии”.
“Меры, которые могут принимать”
В Свердловской области решили не ограничиваться увещеваниями. Заместитель руководителя местного управления Роспотребнадзора Анжелика Пономарева в начале декабря сообщила, что данные о родителях-антипрививочниках начали активно передавать в органы опеки. “Чтобы они воздействовали на родителей и принимали меры, какие могут принимать”, — цитируют ее заявление СМИ.
Однако не ясно, о каких именно мерах может идти речь. В Роспотребнадзоре на запрос РИА Новости не ответили.
По закону россияне имеют право на письменный отказ от профилактических прививок — как для себя, так и для своих детей. Никакого наказания за нежелание проходить вакцинацию не предусмотрено, отмечает адвокат Олег Матюнин.
Единственные возможные последствия — без нужных прививок могут временно запретить посещение детского сада или школы во время эпидемий. Кроме того, без вакцинации не пускают в некоторые страны.
Сделал прививку? Сиди дома
В отдельных случаях воспитанника детского сада или школьника, у которого нет прививки, должны изолировать от остальной группы. Речь о вакцине от полиомиелита. Препарат представляет собой оральные капли, которые содержат ослабленные штаммы вирусов — некоторое время они продолжают “жить” в организме ребенка. Поэтому, согласно СанПиНу, непривитых детей на 60 дней переводят в группу или класс, где нет вакцинированных сверстников.
На деле иногда все происходит ровно наоборот: изолируют тех, кто прошел вакцинацию, поскольку таковых намного меньше.
“Написали согласие на полиомиелит. Нам сказали — будьте добры перейти в другую группу. Кроме нас, еще переходят четыре человека. Остальные написали отказ. В группе — почти тридцать человек”, — говорит жительница Мытищ Мария, мама одного из воспитанников (имя изменено по ее просьбе).
Если же перевод в другую группу или класс по каким-то причинам невозможен, детям с прививкой приходится сидеть дома, хотя принуждать к этому незаконно.
“Делать не вправе”
Но даже если болезнь, от которой должна была защитить вакцина, приведет к инвалидности или смерти ребенка, родителям-антипрививочникам ничего не угрожает.
“В УК установлена ответственность за воспрепятствование оказанию медицинской помощи — статья 124.1. Однако к антипрививочникам она неприменима”, — объясняет Матюнин.
Дело в том, что закон четко определяет виды медицинской помощи. Она бывает первичная, специализированная, скорая и паллиативная. Прививки же делают в рамках совсем других мероприятий, которые называются иммунопрофилактикой.
“Органы опеки не могут воздействовать на “антипрививочников”, — констатирует доцент департамента международного и публичного права Финансового университета при правительстве России Михаил Гацко. — Единственное основание изъятия детей закреплено в статье 77 Семейного кодекса России, когда речь идет о непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка. Однако эта норма не детализирована иными нормативными правовыми актами”.
По мнению юриста, руководство управления Роспотребнадзора по Свердловской области расширительно трактуют нормы закона, чего делать не вправе. В свою очередь, в региональном ведомстве на запрос РИА Новости ответили так: “учитывая, что иммунопрофилактика инфекционных болезней осуществляется в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, Роспотребнадзор осуществляет информационное взаимодействие со всеми органами власти”.
“Может оспорить решение врача”
Идею об административном наказании для родителей-антипрививочников критикуют и сторонники доказательной медицины. По словам директора АНО “Коллективный иммунитет”, автора блога ninavaccina Антонины Обласовой, есть куда более серьезная проблема — “экстремально низкий” уровень знаний о вакцинации у российских медиков.
“Мы живем в реальности, где врач может сказать, что вакцинация беременной от гриппа и коклюша — это полный бред, хотя министерский Приказ о нацкалендаре указывает, что беременные первые в очереди на прививку от гриппа. А вакцинация от коклюша в период вынашивания спасает от смерти тысячи младенцев по всему миру, — объясняет она. — Но некоторые врачи считают, что дети старше шести лет и взрослые коклюшем не болеют, защита от вакцинации в первые два года пожизненная и не требует ревакцинаций, хотя это не так”.
Обласова добавляет, что игнорируются и методические указания Минздрава о ложных причинах медотвода от прививок.
“В результате ежедневно дети и взрослые остаются без прививок из-за прыща на щеке или кашля у кота (про кота не шутка), — отмечает эксперт. — Медсестра может оспорить назначения врача, отказаться делать несколько вакцин за один раз, а маме ребенка наговорить, что та пытается ребенка отравить, раз его прививает”.
В таких условиях, по мнению Обласовой, применять административные меры воздействия к тем, кто не делает прививки, — значит еще больше озлобить людей, которые просто поверили врачу.
Эксперт видит выход в том, чтобы повышать знания о прививках среди медиков. Для этого нужно обратить внимание на вузовское образование. По данным Обласовой, в некоторых медицинских институтах преподают открытые антиваксеры и руководство образовательных учреждений не считает это проблемой. Поэтому, уверена она, надзорным органам следует для начала навести порядок в своей зоне ответственности.